Виды кросс-докинга

05.03.2020

Опираясь на технологию кросс-докинга в общем, кросс-докинг следует рассматривать в привязке к месту формирования партии товара – непосредственно поставщиком либо оператором кросс-докинговой площадки.

В случае, когда товар приходит сформированными в заказы (партии), которые нужно только рассортировать по транспортным средствам, т.е. кросс-докинг проходит в один этап, можно выделить следующие виды:

  1. Перевалка через склад.

    Схема, при которой использующийся для транспортировки автомобиль заменяется без необходимости расформирования или внесения изменений в комплектацию грузов.

  2. Расконсолидация №1.

    В схеме участвуют несколько конечных получателей товара и один поставщик продукции. Предполагается, что на платформе одного автомобиля находятся грузы сразу для нескольких получателей. Для реализации поставок при перегрузке одновременно подается несколько транспортных средств для дальнейшей поставки.

  3. Расконсолидация №2.

    Схема с участием нескольких получателей и отправителей груза, при которой одновременно происходит расконсолидация автомашин различных поставщиков по различным грузополучателям и консолидация автомашин различных грузополучателей товаром, поступившим от различных поставщиков.

  4. Консолидация.

    В процессе поставки принимают участие один получатель грузов и несколько поставщиков. Применяется метод одновременной разгрузки нескольких приходящих автомобилей для дальнейшей загрузки одного с целью конечной доставки продукции стороне заказчика. При отсутствии предварительного формирования по партиям выполняется процедура переконсолидации. Кросс-докинг в такой ситуации обеспечивается в два этапа.

  5. Переконсолидация.

    Схема, в которой участвуют несколько получателей груза и несколько поставщиков. Выгрузка обеспечивается в зоне разгрузки. После завершения процедуры выполняется переконсолидация по дальнейшим заказам, которые в конечном итоге будут распределены по разным транспортным средствам в зависимости от требований заказчика и условий поставки.

  6. Подсортировка с территории склада.

    Схема, при которой поступивший товар в процессе проведения перегрузки переформируется, а к партии добавляется уже имеющаяся на складе продукция. Процедура выполняется в любом из допустимых видов процесса кросс-докинга.

Исходя из рассмотренных схем можно видеть разницу в построении логистических процессов при осуществлении одно- и двухэтапного кросс-докинга, которая заключается в следующем.

При осуществлении одноэтапного кросс-докинга компания-оператор по большому счету имеет дело с «черным ящиком». Продукция определенной номенклатуры поступает на склад уже будучи сформированной на паллете. Чтобы исключить несанкционированный доступ, она обмотана стрейч-пленкой, скотчем, имеет свою маркировку, номер заказа, наименование грузополучателя и т.д. Этот товар принимают, а затем отгружают получателю в том виде, в каком он пришел, и под тем же номером. Для склада содержимое паллеты неизвестно: он принимает одно складское место и отгружает одно складское место. Поэтому при правильной координации транспортной составляющей кросс-докинга приходящий товар (заказ) сразу же размещается в зоне экспедиции или зоне погрузки и, по мере того как общее количество складских мест будет соответствовать заранее выданному заданию заказчика (объему заказанной автомашины), происходит отгрузка.

Для двухэтапного кросс-докинга характерна выделенная зона комплектации заказов, т.е. поступающий товар (складские места) одновременно расформировывают по заказам (развозят по заранее выделенным для каждого грузополучателя местам) и формируют заказ из различных товаров, грузов. По мере выполнения заказа происходит его отгрузка. Особенностью двухэтапного кросс-докинга является то, что упаковка каждой грузовой единицы в пределах отдельно взятого складского места должна исключать несанкционированный доступ и иметь свою маркировку, номер заказа и наименование грузополучателя.

Исходя из интенсивности грузооборота, скоординированности транспортных потоков, площади склада и, в конечном итоге, времени формирования заказа, для одно- и двухэтапного кросс-докинга могут применяться разные подходы к проектированию системы складирования, объемно-планировочных решений и, соответственно, построению логистических процессов. Т.е. при наличии достаточных площади и времени складские места могут располагаться непосредственно на полу и обрабатываться с него – при таком подходе обеспечивается максимальная скорость грузопереработки и минимальное количество грузоподъемной техники. В противном случае устанавливаются стеллажные конструкции. При этом формирование заказа осуществляется снизу вверх, т.е. на нижнем ярусе происходит комплектование заказа на уровне паллеты, и по мере достижения максимального объема складское место (паллета) перемещается на верхние ярусы. В дальнейшем происходит отгрузка заказа.

В случае, если к поступающей части товара необходимо добавлять часть товара, находящегося на складе, что происходит довольно часто, применяется смешанная технология грузопереработки.

Ранее были перечислены только несколько возможных рабочих случаев использования кросс-докинговых схем. В действительности же, как показывает и мировая, и российская практика логистики, ситуаций, когда лучшим логистическим решением при движении товаров и грузов следует признать кросс-докинг, великое множество. Всегда вопрос состоит только в грамотном расчете самой схемы кросс-докинга и наличии подходящей под условия конкретной логистической задачи площадки, отвечающей требованиям планируемой грузо- и товаротранспортной операции.

В заключение хотелось бы отметить следующее. При разработке и принятии решения о наиболее подходящей для вашего случая технологии кросс-докинга важно, в первую очередь, оценить имеющиеся возможности вашего предприятия. Изменения, которые необходимо внести, зависят от объема поставок и требований к обработке выбранных вами товаров. Обычно чем меньше товаров обрабатывается одновременно, тем меньше требуется обновлений. Вид обработки груза также будет в значительной степени влиять на ваш проект. Простую транспортировку укомплектованных паллет с зоны приемки в зону отгрузки внедрить легче, чем, например, разработать процесс двухэтапного кросс-докинга, для чего могут потребоваться сложные конвейерные и сортировочные системы.

Поскольку интенсивность грузопереработки при выполнении операций кросс-докинга значительно выше, чем при работе традиционного склада, важно не только получать информацию в режиме реального времени, но и эффективно ее использовать, отслеживая общее количество недостач в заказах, расхождения или повреждения в полученной продукции. Выявленная информация должна незамедлительно отправляться клиентам, чтобы они могли оперативно отреагировать на отклонения. Для этих целей необходимо иметь не только WMS-систему, но и ее интеграцию с ERP-системами поставщиков и грузополучателей. При этом «сквозное» использование (поставщик – оператор кросс-докинга – грузополучатель) штрих-кода и радиочастотных меток (RFID) повышает производительность склада, также обеспечивается отслеживание заказов в режиме реального времени и уменьшение числа ошибок, характерных для бумажного документооборота.