Услуги кросс-докинга

Если говорить о термине «кросс-докинг», то этимология этого слова указывает на обозначение перегрузки (или передачи) товара непосредственно на доке (отсюда и «докинг»). Если быть более точным, то кросс-докинг (от англ. cross – напрямую, пересекать, и dock – док, причал, погрузочная платформа, стыковка, соединение) – технология, процесс приемки и отгрузки товаров и грузов через склад напрямую, без размещения на ответственное хранение.

Таким образом, в широком смысле кросс-докинг является совокупностью логистических операций внутри цепочки поставок, благодаря которым, чтобы исключить хранение товара на складе, приемка товаров от поставщиков, отгрузка со склада и доставка товаров грузополучателям максимально точно согласуются по времени. Иногда под кросс-докингом понимают прямую перегрузку товара с одного транспортного средства или товароносителя на другое. В этом случае логистическая цепочка становится предельно простой, а время от момента заказа до момента получения товара клиентом значительно сокращается.

Для сокращения затрат на организацию логистических процессов, связанных с технологией кросс-докинга, необходима непосредственная координация товарного и транспортного потока. Между тем, сравнивая технологии, присущие традиционному складу, и технологии кросс-докинга, необходимо отметить, что при одинаковом товаропотоке для кросс-докинга необходимо большее количество задействованного автотранспорта за счет дробления поставок на более мелкие партии.

Поступление материалов на склад координируется с моментом отправки их грузополучателю так, чтобы они передавались непосредственно из зоны (разгрузки) приемки в зону погрузки (экспедиции) и тут же отправлялись для перевозки клиентам. Помимо сокращения запасов кросс-докинг устраняет все виды операций, не добавляющие ценности продукту, которые появляются при размещении товаров и грузов на хранение и последующей грузопереработке. В данном случае речь идет именно о четкой организации подборки грузовых единиц по направлениям.

 

Особенности кросс-докинга

 

Одной из особенностей технологии кросс-докинга является то, что в качестве средства доставки на входящем и исходящем потоке в большинстве случаев рассматривается автотранспорт, хотя в рамках термина кросс-докинг также можно выделить технологию, при котором из транспортных средств выгружается уже не весь груз, а только его часть (меньшая), идущая в другом направлении. К оставшейся же части груза в пределах транспортного средства догружается другая продукция, следующая тем же назначением. Но сейчас, кроме как на железнодорожном транспорте, при сортировке мелких отправок в пути следования такой способ по ряду причин не используется.

Второй особенностью кросс-докинга является непосредственная работа не только с товарами, но и с заказами, так как последние изначально комплектуются не на складе оператора кросс-докинга, а поставщиком товара при отгрузке. Это позволяет значительно уменьшить стоимость их обработки, а также переложить на поставщика ответственность за сохранность комплектации товара. А второе – в том, что заказ поступает на склад непосредственно перед отгрузкой. Тем самым обеспечивается минимальный срок пребывания товара на складе, и в этой связи необходимо очень точно согласовать во времени именно обеспечение тем или иным товаром (заказом), пришедшим от поставщиков, конкретные заказы грузополучателей. И именно количество заказов грузополучателей, их наполнение, график отгрузки, существенно влияет на применяемые логистические операции и оборудование в рамках единой технологии кросс-докинга.

Необходимо заметить, что подходы кросс-докинга к осуществлению логистических операций, так же как и применяемое оборудование очень схожи с технологией распределения, за исключением того, что распределение товара между грузополучателями осуществляется непосредственно со склада.

Помимо этого, следует понимать, что технология кросс-докинга применима не только на складах распределительных, например, 3PL-операторов, но и работающих по традиционной и смешанной технологиям. В этой связи, рассматривая в дальнейшем кросс-докинг, мы будем опираться на показатели эффективности в общем, а не рассматривать логистические процессы, присущие каждой технологии по отдельности.

 

Преимущества и накладываемые ограничения

 

Преимущества технологии кросс-докинга:

  1. снижается потребность организации-грузополучателя в складских площадях;
  2. уменьшается количество грузоподъемного оборудования и обслуживающего персонала, привлекаемого на размещение и отбор товара в зоне хранения;
  3. сокращается время поставки товаров и грузов от производителя до конечного грузополучателя, что повышает скорость товаропотока (оборачиваемость товара);
  4. сокращается время комплектации товара конечному грузополучателю;
  5. упрощается доставка товаров грузополучателям;
  6. улучшаются итоговые показатели и эффективность работы склада;
  7. увеличивается эффективность работы между поставщиками и грузополучателями;
  8. ответственность за недостачу и пересортицу полностью ложится на поставщика;
  9. возможная одновременная работа с практически неограниченным количеством поставщиков и клиентов.

Данные мероприятия приводят к существенной экономии логистических затрат, а именно:

  • снижаются затраты на строительство собственного склада, аренду и обслуживание;
  • уменьшаются затраты на проведение логистических операций, связанных с размещением, складированием и отбором товаров с мест хранения;
  • снижается потребность в складском персонале, что, в свою очередь, приводит к повышению производительности труда;
  • сокращаются запасы малооборачиваемых товаров;
  • сокращаются объемы возвратов за счет отсутствия пересортицы и уменьшения ошибок при комплектовании заказов;
  • сокращаются объемы списания материальных ценностей за счет снижения физического брака и учета сроков годности;
  • сокращаются запасы в магазинах, улучшается ротация товаров и уменьшаются издержки на персонал у грузополучателя.

При всех плюсах необходимо помнить о накладываемых ограничениях при внедрении технологии кросс-докинга, а именно:

  1. товар, проходящий через склад, должен быть хорошо прогнозируемым по динамике «приход-уход», причем следует постоянно проводить анализ потребительского спроса на ту или иную продукцию;
  2. исходя из интенсивности грузооборота приходящий товар должен быть или сразу готовым к отправке или предполагать незначительные дополнительные операции, т.е. должен предусматривать удобство обработки и значительные объемы, при этом складские места (грузовые единицы) должны быть снабжены отгрузочными этикетками с указанием находящегося внутри складского места товара, номера заказа, поставщика, грузополучателя и режима хранения (транспортировки);
  3. в связи с большими объемами грузопереработки как входящих, так и исходящих потоков необходима четкая организация движения транспортных потоков;
  4. наличие WMS-системы (системы управления складом) и ее взаимосвязь с ERP-системами (системой управления предприятием) грузополучателя и поставщика на уровне документов, например, заказы грузополучателей и накладные от поставщиков, и событий.

Одновременно не стоит забывать и о не столь очевидных недостатках:

  • технология кросс-докинга не предусматривает внутритарный контроль количества и качества принимаемого и отгружаемого товара как на уровне складского места, так и на уровне грузовой единицы, что в последующем может привести к разногласиям между поставщиком и грузополучателем, а также оператором кросс-докинга;
  • как уже говорилось выше, необходима взаимосвязь между WMS-системой оператора кросс-докинга и ERP-системой поставщика и грузополучателя (необходимо учитывать, что как поставщиков, так и грузополучателей может быть множество, что приводит к довольно сложной и развитой системе IT), в противном случае возникают проблемы с оформлением и формированием отгрузки с юридической точки зрения (точки перехода материальной ответственности за товар).

 

Сфера применения технологии кросс-докинга

 

  1. Мелкие партии и большой ассортимент, смешанные палеты. Другими словами, кросс-докинг удобен при необходимости консолидации мелких партий товара от различных поставщиков.
  2. Необходимость в отправке товара от нескольких поставщиков конечным получателям в регионах, консолидация сложных поставок.
  3. Работа с товарами, для которых характерна высокая оборачиваемость и прогнозируемый спрос, товарами массового потребления или пользующимися максимальным спросом, скоропортящимися товарами: овощи, фрукты, мясо и т.п.
  4. При проведении рекламных/промо-акций, т.е. рекламных мероприятий и других спланированных по времени маркетинговых акций; обеспечение поставок «точно в срок» (just-in-time), когда идет отгрузка по многим адресам при небольшой номенклатуре, а также в случае доставки сезонных товаров.
  5. При обработке высококачественных товаров, для которых не нужна тщательная проверка качества при получении.
  6. При обработке возвратных потоков.

 

Принципы построения технологии кросс-докинга

 

Исходя из принципов построения технологии, можно выделить два основных вида кросс-докинга: одноэтапный и двухэтапный кросс-докинг (или pick-by-line).

При использовании одноэтапного кросс-докинга получатель адресует товар определенному грузополучателю, и груз проходит через склад в качестве отдельного неизменного заказа. На каждой поступившей части одного заказа указан номер заказа и грузополучатель, которому заказ должен быть переправлен, а также перечень находящихся внутри складского места товаров, их поставщик и режим хранения (транспортировки).

Двухэтапный кросс-докинг (pick-by-line) предполагает, что партия товара, отгруженная поставщиком на склад в качестве логистической единицы, будет переформирована. При этом товар в соответствии с требованиями заказчика на складе может быть поделен на отдельные заказы, каждый из которых доставляется отдельно взятому грузополучателю, и собран в единый блок (складское место) вместе с другими частями этого же заказа.

В то же время в обоих случаях полностью исключается размещение товара на хранение. А также изначально предполагается, что товар на складе уже зарезервирован под грузополучателей, входящих в перечень поставки, т.е. заранее известно, куда он пойдет.